Пояснительная записка
к индивидуальным программам коррекции речи у детей с ФФН.
Программы предназначены для работы с детьми 5-7 лет.
Срок реализации - индивидуально.
Цель программ: сформировать у ребенка правильное звукопроизношение.
Программа направлена на коррекцию фенетико-фонематической стороны речи.
Программа включает раздел «Формирование произношения», разработанный с учетом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее, на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком.
Программа предполагает исправление произношения звуков в процессе краткосрочных логопедических занятий.
По окончании обучения фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме. С этой целью в середине сентября логопед проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребенка. После обследования перед логопедом встает задача — воспитание\у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.
Основными направлениями работы по развитию речи детей являются;
• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
Специфика нарушения речи обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены только индивидуальные занятия.
Основная цель индивидуальных занятий заключается в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии
Реализация программы осуществляется через дополнительные занятия с детьми 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Результаты усвоения задач отслеживаются по определенным критериям в начале и конце обучения.
Учет посещаемости занятий детьми ведется педагогом в табеле посещаемости с указание даты и темы занятия.
По окончании курса коррекции дается заключение логопеда.