Понедельник, 23.12.2024, 12:41
Приветствую Вас, Гость

Как помочь ребенку с ФН?

    ФН или фонематическое недоразвитие – снижение точности восприятия, различения звуков родного языка. Устранить данное нарушение возможно путем систематических упражнений. Предлагаем Вашему вниманию несложные игры и упражнения, с помощью которых Вы сможете значительно развить фонематическое восприятие ребенка.                    (Материал подготовлен учителем-логопедом Крикуновой Л.В. )


 

 
 
Советы учителя-логопеда                                   
  • Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Сопровождайте свои действия словами.
  • Озвучивайте любую ситуацию. Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок активен, постоянно двигается. Старайтесь, чтобы малыш видел вашу артикуляцию.
  • Говорите четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно больше выразительнее.
  • Исключайте из речи слова типа «Би-би-ка» (машина), «Но-но-ка» (лошадь), ребенок должен слышать от вас правильную речь.
    Не переусердствуйте, не употребляйте слишком много длинных фраз.
  • Очень важно хорошее настроение, старайтесь произносить эмоционально новые слова. Стремитесь к разнообразию, если речь вашего ребенка однообразна, старайтесь обогатить ее, комбинируйте разные слова.
  • Уважайте попытки ребенка говорить. В те минуты, когда ребенок с вами говорит, выключите громкую музыку и старайтесь дать ему возможность услышать себя и вас.
  • Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь; говорит слово – активный словарь. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые его окружают, и тогда ребенок введет этот запас в свой активный словарь.
  • Не предупреждайте его желания, некоторые родители пытаются угадывать желания своего малыша, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае, у ребенка нет необходимости произносить что-либо – достаточно просто посмотреть, протянуть ручку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения и, хотя жест это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
  • Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка).
  • Пальцы помогают речи, мелкая моторика пальцев рук связана с развитием речи на прямую. Центры речи и движения в головном мозге находятся рядом. Поэтому лепите, рисуйте, играйте с мозаикой. И чем раньше ребенок научится играть с мелкими предметами, тем раньше ваш ребенок заговорит. Обратите внимание на народные пальчиковые игры. Раньше это были не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Эти забавы давали ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи. Игр без слов совсем немного. Особенно большое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое). В отличие от симметричных движений, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. В настоящее время пальчиковых игр насчитывается более семидесяти, обращенных к детям самого разного возраста. Пальчиковые игры успешно применяются в нашем детском саду всеми узкими специалистами.

Итак, для того чтобы приблизить понимание речи у детей к нашему, нужна систематическая работа с ними.